Объект: Нижняя Немига & Старая Немига
Время(с максимальной доступной точностью): 27.06.2002
Описание: UnderMinsk полностью прошли Нижнюю Немигу!
Автор: Тестор
//---------------------------------------------------------------//
Перед
прочтением этого отчета рекомендуется прочитать отчет о первой попытке пройти Нижнюю Немигу (за 23.06.2002), т.к. путь
в Старую Немигу лежит через Нижнюю, и многие описательные моменты имеющиеся в
предыдущем отчете здесь отсутствуют, дабы не повторяться. Также при его чтении
следует пользоваться картой, лежащей в соответствующем разделе
.
//---------------------------------------------------------------//
Экспедиция
на сегодня намечена масштабная. Собрались мы достигнуть не достигнутый в прошлый
раз Водопад. Собрались втроем, Я, Пихель и Квакер, правда поздновато собрались -
часа в 2. Хотели пустить еще одного чувака с рацией по поверхности, для
составления карты с точной привязкой к карте Минска, но обломалось
8(.
Спустились мы с Квакером в комнатку, отделяющую Верхнюю
Немигу от Нижней и стали ждать Пикселя. Долго ждали, но дождались... Переоделся
Пиксель, начал спуск и даже не достигнув дна, неожиданно задал простой вопрос:
"А где фотик?" А правда, где фотик... Меня начинает душить немой истерический
хохот... Минут пять тусуем в комнатке махая ломами, матерясь и обвиняя друг
друга во всем плохом, что случалось за последний месяц... Но когда первая волна
ярости спала, мы подумали и отправили чувака что должен был ходить по
поверхности с рацией за фотиком. Минут через двадцать я оторвал основательно
замерзший зад от холодной и сырой бетонной тумбы, полез наверх и начал
безуспешные попытки установить с ним радиосвязь. После 20 минут радиомолчания по
10-ому каналу начало что-то пробивать. Еще через минуту я понял - фотик у него.
Вместе с тем он принес и плохую новость - заземлятся мы будем без поверхностного
сопровождения. Отдаю ему на хранение рации, получаю фотик. Чел
уходит...
Кстати о фотике, сей девайс достоин отдельного
описания. Для начала заметим, что фотика вообще-то два: первый, вполне приличный
Зенит-Е с хорошим объективом; второй полумертвый Эликон, используемый в качестве
вспышки. Оба аппарата соединены импровизированным синхропроводом, который имеет
свойство выпадать или, напротив, замыкаться... Все это было уложено в сумку от
противогаза и сильно мешало при ходьбе 8) Идея моя, Зенит тоже
мой.
Итак, начинаем движение по уже хорошо известному участку
Немиги, придется проходить все сначала, т.к. в пошлый раз другого входа мы не
нашли. Пройдя узкую трубу под ж/д путями и войдя в комнатку, расчехляю агрегат,
заглядываю в видоискатель и понимаю, что более неудобной конструкции для
подземных съемок придумать нельзя. Во первых, фокусное расстояние объектива
50мм., т.е узкий охват, на поверхности это вполне нормально, а вот в замкнутых
пространствах Немиги появляются определенные трудности. Во вторых, Зенит -
зеркалка и света до моего глаза доходил минимум, что затрудняло прицеливание,
так что результат будет виден только после проявки.
Проходим
еще метров 150, фоткаем что-то похожее на поехавший вместе с грунтом кирпичный
колодец. Еще метров 70. Сталактитная комната. Практически все поверхности
комнаты покрыты известковым наростом, который в подземельях больших городов
растет очень быстро, наверное, это обусловлено обилием дорожной соли. Хоть
сталактиты характерны для всего пространства Нижнего Мира, но здесь их рост
происходил особенно бурно. На блоке, делящем комнату на две части, произрастало
некоторое количество сталактитов. Напротив - сталагмиты свисали с прогнившей
дощатой опалубки. Фиксируем на пленке образования, обусловившие такое название
комнаты и следуем в Тяжелый Ракоход, где, как следует из названия, идти тяжело и
раком, а кроме того долго.
Однако диаметр постепенно
увеличивается, и мы наблюдаем Большой Отстойник. Снимаем впадающие и вытекающие
из него трубы. Погуляв по Отстойнику с фотиком, держим путь в трубу 1,8 метра в
диаметре, где после 80 метров пути перед нами предстает выход Старой
Дренажки.
Решаем сфоткать. Целюсь, нажимаю спуск - а вспышки
нет 8[. Ладно еще раз... Опять нет 8E. Проверяю контакт. Подозреваю Квакера
держащего вспышку в деструктивных действиях и передаю ее Пихелю. Что интересно,
после этого она срабатывает. Расстроенные потерей двух кадров идем дальше, решив
фоткать только на обратном пути - от цели экспедиции (позже мы поняли какую
ошибку совершили).
Продолжаем движение, каждые метров 20
останавливаемся и наносим на карту то, что прошли, чем сильно выводим Квакера.
Идем уже очень долго. Над головой наблюдаю самые разнообразные колодцы, в
большинстве своем кирпичные. По большинству из них с характерным звуком
проезжают машины, поэтому открывать люки не очень-то
тянет.
Пройдя не знаю сколько, вижу перед собой что-то
кирпичное, нависшее над водой. Так и не узнав что это, согнувшись прохожу снизу.
Возможно, это фундамент уже несуществующего здания, а возможно что-то
значительно более интересное (глубоковато для фундамента), но ломать почему-то
не хочется.
Идем далее и метров через 50 нашим взорам
открывается легендарная галерея 1929 года постройки, с которой берет начало еще
один участок реки - Старая Немига. В этой части системы царит совершенно иная
атмосфера, не свойственная части Немиги построенной в 50х-60х годах, по которой
мы до сих пор перемещались. Галерея залегает под историческим центром города,
поэтому очевидно, что ее следует относить к историческим подземельям. Здесь все
другое, совсем другой воздух, почему-то похож на прокуренный, но запах приятный,
так, по-моему, и должно пахнуть в старинных
подземельях.
Совершенно другая и технология выполнения
коллектора. Свод представляет собой 2,5 метровый ж/б полуэллипс, правда я
представлял себе его кирпичным. По бокам, сантиметров на 10 над водой,
поднимаются две квадратного сечения полости непонятного назначения.
Прямоугольные отверстия в них иногда закрыты ржавыми крышками. Внутри - вода, на
дне полостей - песок. Попытка идти по ним оказалась
безуспешной.
К сожалению, галерея длится недолго и в комнате
высотой 3,5м переходит в трубу, труба, в свою очередь, снова выходит в такую же
комнату. Комнаты эти довольно обширны, на уровне лица имеется сервисная
площадка, к люкам в потолке ведут лестницы, потолок держат бетонные балки.
Воздух сильно насыщен конденсатом. Останавливаемся для картографирования
увиденного, и я, привычно сунув руку под шапку за единственным карандашом, там
его не обнаруживаю. Мною овладевают смешанные чувства - карта, это конечно
хорошо, но рисовать ее влом. Благо идти осталось немного, и я все успешно
запомнил. Пошарив по трубе и не найдя карандаша продолжаем двигаться
вперед.
После комнаты следует короткая труба, затем такая же
комната. Концентрация конденсата в воздухе возросла до предела. Видно на
расстоянии вытянутой руки. От фонаря мало толку. Свечение конденсата в луче
настолько яркое, что впереди ничего не видно. Войдя в следующую галерею, видим
причину этого явления. Из стены бьет струя воды. У меня перчатки, но запустить
руку прямо в струю я не решаюсь и пробую температуру воды в упомянутой полости
вдоль стены... Теплая... Следовательно из стены бьет горячая. Интересно, каково
ее происхождение. Продолжая движение, замечаю, что пространство галереи
наполнено разнообразными техногенными звуками, красиво конечно, но мне не
нравится... Галерея плавно изгибается. Интересно, каким способом ее
строили?
Иду дальше, и мои размышления прерывает нарастающий
звук водопада. Нарастает он так быстро, что я начал сомневаться, мы к нему
приближаемся, или он к нам :). Вижу поворот направо, прямо забутовка, раньше
Немига сразу впадала в Свислочь. Забутовка бревенчатая, подперта железяками и до
половины завалена раствором с гравием - чтоб не гнила. Сразу после поворота
направо, Немига размашисто поворачивает налево и с грохотом обрушивается вниз,
образуя первую ступень Водопада, туда же уходит неустойчивого вида лестница.
Затем, немного побулькав, успокоившись в 5-и метровом отстойнике, она вновь
обрушивается вниз второй ступенью и сливается со спокойными водами коллектора
Центр. О Центре известно только то, что он представляет собой две трубы
диаметром около 1,8м, уровень воды в которых, на первый взгляд, кажется
неблагоприятным для прохождения.
Итак, поставленная цель
выполнена, осталось все сфоткать. Я расчехляю Агрегат и чувствую облом.
Индикатор заряда вспышки упорно не хочет загораться. Достаем аккумуляторы,
начинаем их трясти, жевать, лизать, чесать. Вставляем - признаки жизни подает,
но до конца заряжаться не хочет. Начинаем молиться Ёроол Гую - все равно не
заряжается. Облом. Замечаем люк. Машины по нему вроде не ездят. Возникает мысль
вылезти и купить батареи, однако люк не поддается :( Начинаю перебирать в голове
способы фотографирования без вспышки в полной темноте и нахожу нужный. Ставлю
фотик на тумбу, закрываю диафрагму до 16 (как выяснилось позже - ошибочно,
следовало брать около 4), открываю затвор, и все по моей команде начинают дружно
обводить фонарями водопад. Также фоткаем галерею (галерея получилась, т.к. я
поставил диафрагму на 2). Пробуя менее замысловатые способы, делаю еще несколько
фоток.
Теперь надо вернутся назад с минимальными потерями. А
это непросто. Впереди нелегкий 3-4, километровый путь с узкими ракоходами,
вязкими отстойниками и предательскими ямами. Да прибудет с нами Ёроол Гуй. По
доброй традиции обратный путь проходит с песнопениями и завываниями во славу
духов Нижнего Мира. Причем каждый следующий раз импровизированные песнопения
становятся все более складными и душевными. Похоже, рождается новый жанр Дигг
Арта. Надо как-нибудь записать. Туда мы шли два часа по течению, назад вернулись
за час.
Итак, основная задача экспедиции выполнена, но
наполовину. МЫ Водопад и Галерею увидели, а вот увидел ли ее фотик - будет
загадкой до момента проявки пленки. Если совсем плохо - вернемся еще раз и
исправим. Следует заметить, что в ходе этой зкспедиции впервые была составлена
подробная карта с чертежом галереи в разрезе и описаниями. Ее скоро можно найти
в соответствующем разделе.